Ритм галопа при сердечной недостаточности

ГАЛОПА РИТМ

ГАЛОПА РИТМ — трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, возникновение к-рого обусловлено усилением не слышимых в норме (но регистрируемых фонокардиографически) физиол, тонов над сердцем и отходящими от него сосудами. По акустическим признакам напоминает топот галопирующей лошади. В течение каждого сердечного цикла выслушивается, кроме обычных двух тонов, дополнительный тон (или два дополнительных тона). Г. р. следует отличать от расщепления или раздвоения первого и второго тонов сердца. Дополнительный тон при Г. р. аускультативно воспринимается как самостоятельный, а не как компонент раздвоенного первого или второго тона сердца.

Термин «галопа ритм» (bruit de galop) впервые применен Ж. Буйо в 1847 г., классическое описание и клин, оценка даны П. К. Э. Поте ном в 1875 г., затем его изучали Л. Траубе, В. П. Образцов, Н. Д. Стражеско, М. М. Губергриц и др. Фонокардиографическую картину описали Л. И. Фогельсон, Вольферт и Марголис (Ch. Wolferth, A. Margolies), Дюшозаль (P. Duchosal), Луисада (A. Luisada) и др. В конце 19 и в начале 20 в. клиницисты относили к Г. р. не все многочисленные ритмы, а лишь те из них, к-рые сочетаются с тахикардией. Более того, Юшар (H. Huchard) считал, что тахикардии в сочетании со слабостью миокарда принадлежит главная роль в возникновении Г. р. По мнению Юшара, о Г. р. можно говорить лишь в тех случаях, когда дополнительный тон, не прослушивавшийся при нормальной частоте сердечных сокращений, становится слышимым с развитием тахикардии. Ряд клиницистов также выделяет Г. р. как особый вид трехчленного ритма, развивающийся при недостаточности миокарда. Однако другие [А. Л. Мясников, Г. И. Кассирский, Фридберг (С. К. Friedberg)] называют все выявляемые аускультативно многочленные ритмы, независимо от частоты сердечных сокращений, ритмом галопа.

Г. р. обнаруживается при аускультации сердца, иногда при пальпации сердечной области и имеет определенные фонокардиографические признаки (см. ниже). Для аускультативного выявления Г. р. необходима тренировка слуха. Лучше всего Г. р. слышен при непосредственной аускультации сердца по В. П. Образцову (см. Сердце, методы исследования). При аускультации стетоскопом и фонендоскопом, как и при пальпации, выявляется лишь резко выраженный Г. р. Легче обнаружить Г. р. в положении больного на левом боку, после движений. Добавочный тон обычно глухой, иногда едва различимый при тщательной непосредственной аускультации как акустический или лишь осязательный феномен (незначительное сотрясение прекордиальной области). Наиболее часто Г. р. выслушивается в области верхушки сердца, в пятой точке (чаще при слабости левого желудочка) и у мечевидного отростка (при слабости правого желудочка).

Различают два типа Г. р.: диастолический и систолический. Признаком недостаточности миокарда является Г. р. диастолического типа. В зависимости от нахождения дополнительного тона в начале, середине или конце диастолы выделяют прото-, мезодиастолический и пресистолический Г. р. Протодиастолический Г. р. называют также желудочковым, пресистолический — предсердным. Однако возникновение дополнительного тона при пресистолическом Г. р. связано с изменениями не столько в предсердиях, сколько в желудочках, поэтому его правильнее называть предсердно-желудочковым. Мезодиастолический Г. р. может быть желудочковым и предсердно-желудочковым.

Со времен П. К. Э. Потена существуют две теории происхождения протодиастолического Г. р. Согласно первой теории, дополнительный тон возникает при значительном снижении тонуса миокарда, вследствие чего пассивное наполнение желудочков в протодиастоле сопровождается быстрым растяжением их стенок, проявляющимся пальпаторным и звуковым феноменами. Согласно второй теории, добавочный тон обусловлен вибрацией створок предсердно-желудочковых клапанов в период наполнения желудочков. Большее распространение имеет первая теория, получившая подтверждение при одновременной регистрации ФКГ, флебограммы, ЭКГ, электрокимограммы, изменений давления в полостях сердца и др. Дополнительный тон при желудочковом Г. р. рассматривается как усиленный физиол, третий тон, часто выслушиваемый у детей и подростков. На ФКГ третий тон считается патологическим, если он регистрируется у лиц старше 40 лет, имеет амплитуду более 2/3 амплитуды первого тона и частоту выше 30 гц. При значительном ослаблении миокарда экстратон может быть обнаружен не только на низко- и среднечастотном регистрах, но и на высокочастотном. Продолжительность его 0,04—0,1 сек., а интервал, отделяющий от второго тона, 0,12—0,18 сек.

Пресистолический Г. р. также связан с понижением тонуса миокарда и желудочков, вибрацией их стенок, но только в период активного наполнения (систола предсердий). В связи с этим в формировании пресистолического Г. р. имеют значение и звуковые колебания, возникающие при сокращении предсердий, т. е. физиол. четвертый тон сердца. Участие предсердного компонента увеличивается при гипертрофии предсердий и удлинении атрио-вентрикулярной проводимости. На ФКГ четвертый тон расценивается как патологический, если имеется хотя бы один из следующих признаков: пожилой возраст больного, сохранение экстра-тона при вертикальном положении тела, частота выше 70 гц. Значительное ослабление тонуса мышцы сердца сопровождается повышением частоты четвертого тона. Продолжительность его 0,05—0,12 сек., интервал, отделяющий от вершины зубца P на ЭКГ,— 0,07—0,18 сек. В нек-рых случаях ни данные аускультации, ни данные фонокардиографии не позволяют отнести Г. р. к протодиастолической или пресистолической форме. Возможно, в этих случаях патологически усиленный третий тон сердца сливается на фоне тахикардии с четвертым тоном. Подобную форму Г. р. ряд авторов называет мезодиастолической.

Систолический Г. р. не связан с недостаточностью миокарда. Дополнительный тон возникает в начале систолы вследствие растяжения патологически измененных крупных сосудов: аорты при ее атеросклерозе, расширении, стенозе перешейка и легочного ствола при его расширении, гипертензии малого круга, синдроме Эйзенменгера (см. Атеросклероз, Гипертензия малого круга кровообращения., Коарктация аорты). Дополнительный аортальный тон лучше выслушивается во II межреберье справа от края грудины и хорошо проводится к верхушке, дополнительный тон легочной артерии — во II межреберье слева от края грудины. На ФКГ хорошо регистрируется на среднечастотном первом, втором и высокочастотном диапазонах. От начала первого тона отстоит на 0,09—0,1 сек.

Не все клиницисты согласны с тем, что «систолический тон изгнания» следует относить к Г. р., хотя П. Потен выделял систолический ритм галопа. С мнением П. Потена согласны А. Л. Мясников, М. В. Черноруцкий и др.

Диастолический Г. р.— важный признак слабости миокарда желудочков — «крик сердца о помощи» (В. П. Образцов). Наиболее часто выявляется при инфаркте миокарда (см.), аневризме сердца (см.), диффузных миокардитах (см.), нефритах, гипертонической болезни (см.), а также при декомпенсированных приобретенных и врожденных пороках сердца (см. Пороки сердца врожденные, Пороки сердца приобретенные), легочном сердце (см.), миокардиосклерозах (см. Кардиосклероз). Может наблюдаться при гипертиреозе (см. Тиреотоксикоз), анемиях (см.). При аневризме сердца дополнительный тон иногда бывает громким. Появление Г. р. у больного стенокардией часто является признаком развития инфаркта миокарда.

Г. р., особенно протодиастолический, имеет серьезное прогностическое значение. Его появление особенно неблагоприятно при острых заболеваниях (острый нефрит, инфаркт миокарда, миокардит). С выздоровлением Г. р. исчезает.

Г. р. необходимо дифференцировать с раздвоением первого и второго тонов, с тоном открытия клапана при митральном и трикуспидальном стенозах (более громкие тоны, примыкающие к первому или второму тону), с бисистолией (двойным сокращением желудочков), раздвоением первого тона, с протодиастолическим экстратоном — перикард-тоном — коротким щелчком, наблюдающимся при сращении перикарда. Перикард-тон может выслушиваться и в систоле. В отличие от систолического Г. р., он ближе ко второму тону или находится в мезосистоле. Имитирует Г. р. бигеминия с гемодинамически неэффективными экстрасистолами (два тона нормального сокращения сердца, один тон экстрасистолы, не раскрывающей клапаны аорты и легочной артерии). Дополнительный тон в этом случае громкий. За дополнительный тон могут быть приняты нечетко выслушиваемые пресистолический шум при митральном стенозе, шум Флинта, шум трения перикарда. В затруднительных случаях уточняет диагноз проведение инструментальных методов исследования — электрокардиографии (см.), фонокардиографии (см.) и др.

При Г. р. проводят леч. мероприятия по борьбе с сердечной недостаточностью (см. Сердце, Сердечнососудистая недостаточность) и с основным заболеванием.

Библиогр.: Губергриц М. М. Избранные труды, с. 163, Киев, 1959; Ланг Г. Ф. Исследование органов кровообращения, в кн.: Основы клин, диагностики, под ред. А. М. Левина и Д. Д. Плетнева, с. 191, М.—Л., 1923; Михнев А. Л. Следзевская И. К. и Яновский Г. В. Клиническая фонокардиография, Киев, 1970; Нестеров В. С. Клиника болезней сердца и сосудов, Киев, 1971; Образцов В. П. Избранные труды, с. 63 и др., Киев, 1950; П о т э н К. Клинические лекции, пер. с франц., Спб., 1897; Стражеско Н. Д. Избранные труды, т. 1, с. И и др., Киев, 1955; Ф о-гельсон Л. И. Болезни сердца и сосудов, с. 763, М., 1951; Холльдак К. и Вольф Д. Атлас и руководство п© фонокардиографии и смежным механокар-диографическим методам исследования, пер. с нем., с. 71 и др., М., 1964.

Использованные источники: xn--90aw5c.xn--c1avg

Галопа ритм

Галопа ритм — определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади. В течение каждого сердечного цикла при Г. р. выслушивается дополнительный тон, воспринимаемый как самостоятельный, а не как компонент раздвоения первого или второго тонов сердца. В зависимости от фазы сердечного цикла, в которой слышен дополнительный тон, различают систолический и диастолический Г. р. (выделение систолического Г. р., связанного с появлением в начале систолы так называемого тона изгнания, признают не все клиницисты). Диастолический Г. р., обычно сочетающийся с тахикардией, является патологическим аускультативным феноменом, указывающим на недостаточность миокарда. Он лучше всего слышен при непосредственной аускультации сердца, т.е. ухом, приложенным к груди больного. При аускультации стетофонендоскопом предпочтительно использовать стетоскопическую головку прибора, так как дополнительный тон имеет низкую частоту.

В ряде случаев легче обнаружить Г. р. в положении больного на левом боку. Дополнительный тон обычно глухой, иногда едва различимый и при тщательной непосредственой аускультации может быть воспринят не столько как акустический, сколько как осязательный феномен. Наиболее часто Г. р. выслушивается в области верхушки сердца, в пятой точке или у мечевидного отростка. В зависимости от появления дополнительного тона в начале, середине или конце диастолы выделяют прото-, мезодиастолический и пресистолический Г. р. Протодиастолический Г. р. называют иногда желудочковым, а пресистолический — предсердным, что не совсем удачно, так как патологии желудочков принадлежит важная роль в формировании всех разновидностей диастолического Г. р. При протодиастолическом Г. р. дополнительный тон возникает вследствие значительного снижения тонуса миокарда, из-за чего быстрое растяжение стенок желудочков при наполнении в протодиастоле сопровождается появлением звука. Этот дополнительный тон принято рассматривать как усиленный физиологический третий тон, часто выслушиваемый у детей и подростков. На ФКГ третий тон считается патологическим, если он регистрируется у лиц старше 40 лет, имеет амплитуду более 2/3 амплитуды первого тона и частоту выше 30 Гц. Продолжительность его 0,04—0,1 с, а интервал, отделяющий от второго тона, 0,12—0,18 с.

Пресистолический Г. р. также связан с понижением тонуса миокарда и вибрацией стенок желудочков под влиянием их активного наполнения в период систолы предсердий. В связи с этим в формировании пресистолического Г. р. имеют значение и звуковые колебания, возникающие при сокращении предсердий, т.е. физиологический четвертый тон сердца. Участие предсердного компонента увеличивается при гипертрофии предсердий и ухудшении атриовентрикулярной проводимости. На ФКГ четвертый тон расценивается как патологический, если имеется хотя бы один из следующих признаков: пожилой возраст больного, сохранение тона при вертикальном положении тела, частота выше 70 Гц. В некоторых случаях патологически усиленный третий тон сердца сливается на фоне тахикардии с четвертым тоном — так называемый суммационный ритм галопа. Подобный Г. р. ряд авторов называет мезодиастолическим.

Диастолический Г. р. наиболее часто выявляется при инфаркте миокарда, аневризме сердца, диффузных миокардитах, при острой сердечной недостаточности у больных нефритом, гипертонической болезнью, а также при декомпенсированных приобретенных и врожденных пороках сердца. Необходимо отличать Г. р. от раздвоения первого и второго тонов трехчленного ритма в связи с тоном открытия клапана при митральном и трикуспидальном стенозах. В затруднительных случаях используют фонокардиографию. Появление Г. р. имеет серьезное прогностическое значение, особенно при острых заболеваниях (острый нефрит, инфаркт миокарда, миокардит); оно требует повышенного внимания к лечению сердечной недостаточности. С выздоровлением Г. р. исчезает.

Библиогр.: Губергриц М.М. Избранные труды, с 163, Киев, 1959; Михнев А.Л., Следзевская И.К. и Яновский Г.В. Клиническая фонокардиография. Киев, 1970; Руководство по кардиологии, под ред. Е.И. Чазова, т. 2, с. 91, М., 1982; Соловьев В.В. и Кассирский Г.И. Атлас клинической фонокардиографии, М., 1983.

Использованные источники: www.serdechno.ru

Признаки и симптомы сердечной недостаточности: как не пропустить заболевание

Большинство кардиологических пациентов знакомо с признаками хронической и острой сердечной недостаточности.

Это помогает контролировать проводимую терапию как самими больными, так и врачами.

От выраженности их проявлений зависит качество жизни и прогноз для жизни человека.

Немного о патологии

В настоящее время кардиологи рассматривают сердечную недостаточность, как проявление основного заболевания. Называют ее часто симптомокомплексом. Развивается постепенно при длительном течении болезни, либо остро. В зависимости от скорости развития патологии различают 2 формы:

Каждая из них имеет определенные признаки.

Какие изменения происходят и характерные признаки при этом

В основе любой формы синдрома сердечной недостаточности лежит невозможность адекватного обеспечения миокарда кислородом, необходимым ему для нормального функционирования.Причины развития такой ситуации очень многообразны. В результате их воздействия происходит ряд изменений в сердечно-сосудистой системе, характерных для недостаточности ее функционирования. К таким признакам относят:

  • увеличение полостей сердца;
  • снижение фракции выброса (способность миокарда выталкивать кровь в сосуды);
  • появление признаков легочной гипертензии (свидетельствует о патологии в малом круге кровообращения).

Эти нарушения наблюдаются как при компенсации хронической сердечной недостаточности, так и при остром ее течении. От степени выраженности перечисленных изменений зависят симптомы патологии.

Симптомы острой сердечной недостаточности

Жалобы больных при внезапном возникновении симптомов патологии будут зависеть от ее варианта. К ним относят:

Каждый вариант имеет свои специфические признаки и симптомы, позволяющие их диагностировать. Лечение в таких случаях оказывается незамедлительно!

Кардиогенный шок

При развитии любой острой сердечной патологии, сопровождающейся интенсивным болевым синдромом, больной может отмечать:

  • выраженную слабость;
  • сильное головокружение;
  • предобморочное состояние;
  • холодный липкий пот;
  • тошноту, иногда – рвоту;
  • заторможенность.

При объективном осмотре врач выявляет:

  • резкое снижение артериального давления;
  • высокую частоту сердечных сокращений.

Такие признаки характерны для кардиогенного шока.

Отек легких

Острая сердечная недостаточность или декомпенсация хронического процесса часто характеризуется следующими симптомами:

  • быстро нарастающая одышка;
  • повышенная возбудимость;
  • вынужденное полусидячее положение тела, облегчающее самочувствие больного, — ортопноэ;
  • синеватый оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение;
  • «клокочущее» дыхание на расстоянии;
  • потливость.

Внешний вид при отеке легких весьма характерен:

  • больной в положении полусидя либо сидит, туловище при этом наклонено вперед, а руки упираются в колени (в таком положении в акт дыхания задействуются межреберные мышцы, что несколько облегчает одышку);
  • влажный кашель, усиливающийся в горизонтальном положении;
  • кожные покровы влажные, бледные, на лице – диффузный цианоз;
  • глаза широко раскрыты, в них читается страх;
  • шейные (яремные) вены набухшие;
  • больной пытается жадно глотать ртом воздух;
  • на расстоянии слышно клокочущее дыхание.

Что выявляется врачом при обследовании больного с отеком легких

При объективном осмотре специалистом обнаруживаются определенные признаки:

  1. При аускультации легких выслушиваются влажные разнокалиберные хрипы по всем легочным полям. При скоплении жидкости в плевральной полости на фоне сердечной патологии – в нижних отделах дыхание отсутствует.
  2. Частота дыхательных движений может доходить до 50 (в норме до 20–25 в минуту).
  3. При аускультации сердца – выраженная тахикардия, переходящая в ритм галопа. Это специфический признак для сердечной недостаточности.
  4. Артериальное давление может быть низким или высоким. Оно зависит от причины развития острого состояния.

Отек легких – угрожающее жизни состояние, требующее незамедлительной медицинской помощи.

Чем характеризуется хроническая сердечная недостаточность

При длительном течении болезни кардиологических пациентов беспокоит множество жалоб. Это служит причиной тому, что часто пропускаются первые признаки сердечной недостаточности.

Характер жалоб зависит от того, на какой стадии находится патология. Выделяют 4 стадии ХСН:

I, IIа и IIб, III, IV.

Симптомы ХСН на начальных стадиях

На самых ранних этапах развития патологии больного беспокоят:

  • быстрая утомляемость;
  • нарушение работоспособности;
  • общая слабость;
  • одышка при физических нагрузках;
  • снижение выносливости.

Во время осмотра кардиолога многие пациенты не рассказывают о таких жалобах. Объективно изменений в сердце и легких не обнаруживается. В связи с этим, ХСН на начальной стадии (I, IIа) развития процесса чаще всего не диагностируется.

ХСН на IIб-IV стадиях

При отсутствии адекватной терапии на ранних стадиях процесса к вышеперечисленным жалобам добавляются:

  • нарастание одышки при ежедневных нагрузках;
  • появление отеков на ногах;
  • патологическая прибавка веса;
  • появление ночной одышки в покое с приступами сухого кашля, уменьшающихся в сидячем положении;
  • бессонница;
  • раздражительность;
  • выраженное сердцебиение либо нарушение сердечного ритма;
  • снижение аппетита.

При запущенной хронической сердечной недостаточности III-IV стадии выявляются:

  • отеки ног, рук, лица, наружных половых органов;
  • скопление жидкости в брюшной полости – асцит;
  • отсутствие аппетита (прием пищи провоцирует удушье, рвоту);
  • выраженное снижение массы тела – кардиальная кахексия;
  • одышка имеет постоянный характер;
  • тяжесть в правом подреберье (за счет увеличения печени);
  • возможность к самообслуживанию снижена или отсутствует;
  • дезориентация во времени и пространстве (особенно у пациентов пожилого и старческого возраста);
  • задержка мочеиспускания, при терминальной ХСН – его отсутствие;
  • предобморочные состояния и обмороки.

При компенсированной сердечной недостаточности и хорошем лечении основного заболевания вышеперечисленные симптомы могут долго не проявляться.

В таких случаях необходимо более углубленное изучение истории болезни, жалоб пациента и дополнительных методов исследования.

Проявления ХСН IIб-IVст. при общем обследовании

При осмотре специалистом можно выделить некоторые объективные признаки хронической сердечной недостаточности:

  • бледность кожных покровов;
  • частота дыхательных движений в минуту выше нормы;
  • синюшность губ;
  • изменения пальцев на руках по типу барабанных палочек, а ногтевые пластины приобретают вид часовых стекол (связано это с хроническим дефицитом кислорода);
  • явления кардиальной кахексии – выраженное снижение мышечной массы, «впалость» межреберных промежутков, снижение тургора кожи;
  • при аускультации легких выявляются влажные мелкопузырчатые хрипы в нижних отделах или ослабленное дыхания;
  • при определении границ сердца отмечается их расширение, верхушечный толчок его смещается;
  • выслушивается тахикардия или аритмия;
  • при проведении УЗИ сердца выявляется снижение фракции выброса, расширение полостей;
  • на обзорной рентгенограмме легких визуализируются расширенные корни, застойные явления.

Сердечная астма

При отсутствии лечения на ранних этапах и долговременном течении основного заболевания, развивается застой в малом круге кровообращения. Для больных ХСН классическим симптомом при этом является сердечная астма. Ее следует рассматривать как начальную стадию отека легких.Главный признак сердечной астмы – внезапно возникающая одышка, особенно по ночам. Сопровождается приступообразным кашлем. Облегчение самочувствия наблюдается в сидячем положении.

Такие больные не спят ночами из-за страха смерти. Днем одышка может не беспокоить.

При декомпенсации хронической сердечной недостаточности все вышеперечисленные симптомы ярко выражены. В тяжелых случаях она протекает по типу отека легких.

Обобщение данных

Независимо от того, какая форма сердечной недостаточности диагностируется, симптомы и характерные признаки можно представить в следующей таблице.

Использованные источники: vseoserdce.ru

Ритм галопа и ритм перепела: признаки патологических тонов, причины, диагностика, лечение

Испокон веков врач при обследовании больного человека полагается только лишь на свои руки и уши, ведь визуализирующие методы диагностики появились сравнительно недавно. И до сих пор одной из главнейших врачебных манипуляций является аускультация, или выслушивание с помощью специальной трубки звуков, создаваемых работой сердца. Такие звуки могут быть нормальными или патологическими, например, ритм галопа и ритм перепела. Для того, чтобы узнать, почему возникают подобные ритмы и какими заболеваниями они могут быть обусловлены, следует разобраться в образовании нормальных тонов сердца.

Сердечные тоны в норме

Сердце, как и любой другой орган, при работе создает определенные звуки. Это обусловлено тем, что в сердце постоянно движется кровь, проходящая через клапаны, а створки клапанов открываются и захлопываются, издавая звуковые колебания. Кроме этого, в момент растягивания сердечной мышцы предсердий и желудочков создается вибрация, которая наслаивается на звуки захлопывания клапанных створок.

В норме в точках проекции сердечных клапанов на переднюю грудную клетку (пятое межреберье слева, вторые межреберья справа и слева, четвертое межреберье слева) выслушиваются два сердечных тона — первый и второй. У астеничных худощавых людей, у детей и подростков могут быть выслушаны еще два тона — третий и четвертый, но их отсутствие не считается патологией.

Ранее считалось, что I тон образуется при захлопывании предсердно-желудочковых клапанов в тот момент, когда кровь поступает из предсердий в желудочки, а затем при открытии клапанов аорты и легочного ствола, когда кровь поступает из желудочков в аорту и в легочной ствол. То есть I тон характеризует наполнение желудочков кровью и изгнание ее далее в крупные артерии. Однако, с 2004 года (Е. Браунвальд) представления о характере происхождения I тона несколько изменились — теперь принято считать, что такой звук создает не захлопывание клапана, а удар крови о стенки желудочка, когда кровь сначала быстро наполняет желудочки, а затем резко прекращает свое движение. I тон является систолическим, так как он свидетельствует о систоле (сокращении) желудочков. II тон является диастолическим, так как обусловлен диастолой (расслаблением) желудочков.

II тон образуется через несколько сотых долей секунды после первого и образован он звуками, которые создаются закрытием створок клапанов аорты и легочного ствола, а также колебательными движениями стенок указанных артерий.

распределение тонов сердца в сердечном цикле

I тон в норме выслушивается в точке проекции митрального клапана (на верхушке сердца), а II — в точке проекции клапанов аорты и легочного ствола. По времени постоянная смена двух тонов сердца выглядит следующим образом: 0.11 секунд длится I тон, 0.2 секунды — пауза между I и II тонами, 0.07 секунда — II тон и 0.42 секунды — пауза между II и I тонами. Непрерывная совокупность сердечных тонов, называемая мелодией сердца, в буквенном обозначении в норме звучит так:

— там — та — там — та — там — та
— I тон — II тон — I тон — II тон — I тон — II тон

Не следует путать тоны сердца и шумы в сердце. Между двумя тонами существуют беззвучные паузы, во время которых осуществляется непосредственно ток крови, в норме происходящий по камерам сердца бесшумно. Однако, при пороках сердца или при другой патологии сердечных клапанов струя крови испытывает затруднения при изгнании из соответствующих пороку камер сердца, поэтому возникают звуковые феномены, именуемые шумами. Шумы могут выслушиваться в паузах между тонами, а могут наслаиваться на них.

Патологические расщепленные ритмы

Такими ритмами принято считать звуковые феномены, которые образуются при патологии самой сердечной мышцы или клапанных структур. При выслушивании сердца с подобной патологией определяется трехчленный ритм, при котором II тон кажется раздвоенным (расщепленным). Но на самом деле расщепленный звук является ни чем иным, как добавочным тоном. Чем конкретно обусловлен патологический тон, зависит от вида ритма. К расщепленным ритмам относятся ритм галопа и ритм перепела.

Видео: описание патологических дополнительных тонов при аускультации

Механизм формирования ритма галопа

Патологический трехчленный сердечный ритм, возникающий при тяжелых поражениях сердечной мышцы и почти всегда сопровождающийся тахикардией, носит название ритма галопа, так как по звуковым качествам напоминает быстрый бег лошади. Он может быть протодиастолическим («после» диастолы, сразу же после II тона) и пресистолическим («перед» систолой, через более длительный промежуток времени после II тона, сразу же перед I тоном). Но в любом случае, для ритма галопа характерно наличие патологического III и патологического IV тонов, обусловленных или выраженной сердечной недостаточностью с потерей мышечного тонуса левым желудочком, или гипертрофией левого желудочка, соответственно.

Протодиастолический ритм галопа чаще встречается при перегрузке левого желудочка объемом, как, например, при дилатационной кардиомиопатии, когда полость левого желудочка значительно увеличена и расширена.

Предсистолический подтип ритма галопа чаще встречается при гипертрофической кардиомиопатии, когда возникает перегрузка левого желудочка давлением.

Оба подтипа ритма галопа часто называют «криком сердца о помощи», или криком сердца о дигиталисе (группа сердечных препаратов, называемых сердечными гликозидами, получаемых из растения наперстянки и используемых при терапии сердечной недостаточности).

Мелодию сердца при ритме галопа можно буквенно обозначить, как:

— та — та — та — та — та — та — та
— I тон — II тон — III+IV тон — I тон — II тон — III+IV тон — I тон

Видео: звук ритма галопа

Механизм формирования ритма перепела

Кроме ритма галопа, трехчленностью также обладает ритм перепела. Данный ритм обусловлен кажущимся раздвоением II тона. На самом деле II тон не раздваивается, просто к нему присоединяется звук, называющийся «митральным щелчком». Возникновение такого добавочного тона обусловлено наличием спаек и комиссур между створками митрального клапана, поэтому при открытии клапана возникает характерный щелкающий звук. Ритм перепела наиболее отчетливо выслушивается в точке проекции митрального клапана (в пятом межреберье под соском). Добавочный тон начинается в диастолу и его можно услышать сразу после II тона. По-другому он называется ТОМК, или тоном открытия митрального клапана.

ритм перепела на ФКГ

Вместе с дополнительным тоном, при сужении митрального клапанного кольца более интенсивными становятся и первые два тона. Так, I тон усиливается за счет того, что левый желудочек вибрирует сильнее в силу меньшего потока крови в него, чем в норме. То есть мышца создает более сильный звук. II тон усиливается за счет звука открытия клапанов легочной артерии. Это обусловлено тем, что при митральном стенозе кровь не полностью поступает в желудочек, соответственно, в левом предсердии объем крови больше, чем в норме, а в приносящих в левое предсердие кровь легочных венах нарастает давление — формируется легочная гипертензия. В условиях легочной гипертензии клапаны легочного ствола, наоборот, выносящие кровь из правого желудочка в артерии легких, захлопываются громче, чем обычно — II тон усиливается.

Буквенное обозначение мелодии сердца при ритме перепела:

— спать — по — ра — спать — по — ра
— I тон — II тон — доп. тон — I тон — II тон — доп. тон

Видео: звук ритма перепела

При каких заболеваниях встречаются патологические ритмы сердца?

Исходя из вышесказанного, при аускультации сердца врач может заподозрить наличие той или иной патологии сердца у пациента.

1. Ритм галопа, как правило, может быть обусловлен:

  • острым инфарктом миокарда,
  • острым миокардитом (воспалением сердечной мышцы),
  • гипертрофией левого желудочка (при артериальной гипертонии, стенозе устья аорты ревматического или атеросклеротического генеза),
  • дилатационной кардиомиопатией (при ишемической болезни сердца),
  • острой левожелудочковой недостаточностью,
  • хронической левожелудочковой недостаточностью вследствие постинфарктного или постмиокардитического генеза.

2. Ритм перепела обусловлен стенозом левого атрио-вентрикулярного отверстия (митральным стенозом). Эта патология является приобретенным пороком сердца, развивающимся вследствие перенесенной острой ревматической лихорадки, скарлатины, ангины или хронического тонзиллита.

Какое обследование в дальнейшем необходимо?

В том случае, если врачу при осмотре удалось выслушать ритм галопа или ритм перепела, он должен направить пациента на дообследование. В первую очередь необходимо проведение ЭКГ и рентгенографии грудной клетки. Любое из перечисленных заболеваний можно выявить при выполнении данных методов (инфаркт — на ЭКГ, гипертрофия или дилатация сердца — на рентгенограмме и т. д.).

Для уточнения характера патологических тонов в сердце используется фонокардиография (ФКГ) — исследование, при котором с помощью микрофона усиливаются звуки тонов, а затем преобразуются в графическое изображение при помощи писчего устройства. ФКГ интерпретируется специалистом и помогает достоверно выяснить, чем обусловлены патологические звуковые феномены. Часто ФКГ проводится детям при подозрении на порок сердца.

Однако, полный клинический диагноз может быть установлен только после проведения визуализирующих методов диагностики — УЗИ (эхокардиоскопии) или КТ (МРТ, МСКТ) сердца. Данные методы позволяют с большой точностью установить тип порока, наличие кардиомиопатии или поствоспалительного рубца, а также локализацию патологических изменений.

Нужно ли лечить патологические ритмы?

Терапия при наличии патологических ритмов у больного необходима только после тщательного обследования и установки точного диагноза. Тип лечебного учреждения, где будет осуществляться лечение, зависит от основного заболевания. Так, например, гипертония, приведшая к гипертрофии левого желудочка, может динамически наблюдаться в условиях поликлиники, а более тяжелая патология (инфаркт, миокардит, тяжелая сердечная недостаточность) обязательно должны лечиться в условиях стационара. Митральный стеноз при впервые установленном диагнозе также требует дообследования и подбора терапии в стационаре, где будет определена необходимость хирургической коррекции порока.

В заключение следует отметить, что выслушивание патологических ритмов является высшим мастерством врача, которое приходит с опытом и требует постоянной практики. Поэтому врач, специализирующийся по терапии или кардиологии, при осмотре пациента должен уделять особое внимание аускультации грудной клетки.

Использованные источники: sosudinfo.ru

Ритм галопа при сердечной недостаточности

Симптомы со стороны самого сердца, указывающие на заболевание миокарда, следующие.
а) Расширенный и приподымающий верхушечный толчок. Смещение его вниз (в шестой межреберный промежуток) всегда патологично. Оно указывает на увеличение сердца, если нет ненормальностей со стороны положения сердца (деформации грудной клетки, особенно при воронкообразной груди и кифосколиозе, высокое стояние диафрагмы, беременность, асцит, опухоли, реже только метеоризм).

б) Патологические данные аускультации. Особое значение для распознавания поражения миокарда принадлежит ритму галопа, который характеризуется приблизительно одинаковыми интервалами между тремя тонами, что особенно часто имеет место при тахикардии.
От ритма галопа надо, следовательно, отличать простое расщепление первого или второго тона.

Расщепление первого тона, который складывается из двух элементов — прэдсердного и желудочкового, наблюдается в физиологических условиях у молодых лиц, а как патологическое явление — при удлинении времени проведения или блокаде ножки.

Расщепление второго тона указывает на неодновременное закрытие клапанов аорты и легочной артерии и встречается как в физиологических условиях, так и при повышении давления в легочной артерии, следовательно, при митральных и врожденных пороках сердца.

При настоящем ритме галопа различают пресистол ичес кую и протодиастолическую формы в зависимости от того, идет ли при добавочном тоне речь об усилении предсердного тона или появлении добавочного третьего тона, физиологического для детского возраста. Если при тахикардии пресистолический и прото-диастолический тоны совпадают, то говорят о суммированном г а л оп е. Патологически, однако, в основе обеих форм галопа лежит один и тот же механизм: вследствие повышенного при сердечной недостаточности давления в желудочках затрудняется приток крови из предсердий в желудочки, что при более значительном количестве остаточной крови ведет к появлению звука (в стенке желудочка?). При пресистолическом галопе затруднен приток крови после сокращения предсердий, при протодиастолическом — сейчас же после открытия атриовентрикулярных клапанов. Таким образом, настоящий ритм галопа является единственным воспринимаемым при аускультации признаком недостаточности миокарда и поэтому имеет особенное значение для диагностики.

Различить аускультативно обе формы галопа, как правило, трудно или даже невозможно. С помощью же одновременной записи электро- и фонокардиограммы их можно всегда отдифференцировать безупречно.

Протодиастолический ритм галопа в молодом возрасте может быть физиологическим явлением, у лиц же старше 40 лет он всегда имеет патологическое значение.

В противоположность физиологическому ритму галопа патологическая форма не исчезает в положении стоя. Протодиастолический галоп отражает преимущественно недостаточность правого желудочка, он всего громче в области смещенного верхушечного толчка и наблюдается поэтому при митральном стенозе, врожденных пороках сердца, эмфиземе, анемии, инфаркте миокарда, в поздних стадиях гипертонической болезни с расширением правого желудочка, склерозе легочной артерии и инфаркте легких.

Протодиастолический тон, кажущийся протодиастолическим галопом, часто прослушивается при concretio перикарда. Третий тон глухой, похож на звук при внезапном натяжении кожи барабана (Schlitter и Scholmerich).

На фонокардиограмме он наблюдается только в полосе более низких частот (35—140 герц). Этот низкий глухой третий тон при протодиастолическом галопе можно отличить уже с помощью стетоскопа от резкого, более высокого тона при раскрытии клапанов митрального отверстия (звук, издаваемый парусом, когда он бьется против ветра, Holldack), фиксируемого на фонокардиограмме в полосе до 250 герц, и имеет, естественно, совершенно иное дифференциально-диагностическое значение.

Труднее дифференцировать его от физиологического третьего тона у молодых лиц, звук которого также имеет глухой оттенок и на фонокардиограмме представлен в полосе низких частот. Физиологический третий тон появляется приблизительно через 0,16 секунды после второго тона и наблюдается самое большее до 25-летнего возраста.

Пресистолический ритм галопа указывает преимущественно на недостаточность левого желудочка, повышение, желудочкового давления и обусловленное этим повышение предсердного давления. Он имеет большое диагностическое значение, так как он единственный аускультативный симптом, указывающий на недостаточность миокарда. Этот важный симптом всего чаще определяется при гипертонической болезни, инфаркте миокарда, склерозе миокарда и миокардите. Предсердные тоны представлены на фонокардиограмме всего лучше в полосе низких частот. Пресистолический ритм галопа находят, кроме того, при сильно замедленном времени проведения, так как тогда предсердный тон не теряется в первом тоне. Эта форма чаще всего наблюдается при гипертонической болезни и инфаркте миокарда.

Ненормально ранний второй сердечный тон непосредственно отражает слабость миокарда, т. е. энергетически-динамическую недостаточность сердца.

Патологическая ЭКГ.

Первичная, чисто легочная одышка, например при бронхиальной астме, может сопровождаться на ЭКГ признаками поражения миокарда/но вторичного происхождения. При хронической легочной астме после многолетнего течения участие правого желудочка является правилом. При остром приступе бронхиальной астмы часто находят снижение сегмента S—Т и уплощение зубца Г, которые через короткое время (несколько часов или дней), возвращаются к норме. Следовательно, электрокардиографические признаки поражения миокарда не доказывают именно сердечного характера одышки.

Использованные источники: meduniver.com

Похожие статьи