Обж в 11 классе сердечная недостаточность
Обж в 11 классе сердечная недостаточность
Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему:
«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»
Подготовил и провёл: Шуличенко Александр Николаевич,
МКОУ «Свердликовская средняя
Цели урока:
Обучающие – познакомить обучающихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт, причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.
Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
Воспитывающие — воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, презентация «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте», раздаточный материал, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»
План урока:
1. Организационный момент.
· Приветствие, проверка присутствующих;
· сообщение темы и целей урока.
2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)
· Определение пульса.(зад.37 учебника)
3.Изучение новой темы .(п.2.8. учебника).
· Запись основных понятий.
· Заполнение таблицы в тетради.
4. Подведение итогов урока. Задание на дом .(п.2.8. учебника).
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг. на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.
Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии.
Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»
В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Поэтому вопросы и
Цели урока :
Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой ме
Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
Воспитывающие — воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)
На прошлом занятии вы получили задание. Давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.
Обучающийся рассказывает о строении и функции сердца
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.
Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.
Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.
У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст. а минимальное –2\3 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.
(Слайд 4) Кровеносная система
Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.
Вопрос классу : «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» (ответы обучающихся).
Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.
Вопрос классу : «Какой внешний признак определяет работу сердца?»
Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
Тахикардия – учащение пульса.
Брадикардия – урежение пульса.
Вопрос классу : «Где мы чаще всего определяем пульс?»
(ответы обучающихся). На запястье.
По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
( Слайд 6) Места определения пульса
Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.
Задание 37 (стр.107 учебника). Попробуйте определить пульс на сонной артерии у своего друга, подруги или соседа по парте. Проделайте это несколько раз, фиксируя время.
Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии, на запястье у себя»
Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга»
Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, когда сердце прекращает свою деятельность.
Вопрос классу: «Что произойдет в такой ситуации с человеком? Назовите признаки остановки сердца» (ответы обучающихся)
Потеря сознания, бледность, отсутствие пульса на сонных артериях; отсутствует дыхание, отсутствует реакция зрачка на свет;
Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15сек нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.
Вопрос классу: «В чём заключается первая помощь при остановке сердца?»(ответы обучающихся)
Первая помощь при остановке сердца заключается в проведении реанимационных мер.
Задание 38 (стр.107 учебника) Ответ: д,в,а,г,е,б.
3.Основная часть. Изучение новой темы . Заполнение таблицы в процессе беседы и просмотра презентации.
Использованные источники:
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 14
Первая медицинская помощь
при острой сердечной недостаточности и инсульте
Острая сердечная недостаточность
Острая сердечная недостаточность в большинстве случаев возникает при ослаблении деятельности сердечной мышцы (миокарда), реже — при нарушениях сердечного ритма.
Причинами возникновения острой сердечной недостаточности могут быть ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца (врожденные или приобретенные), инфаркт миокарда, нарушения ритма сердечной деятельности при вливаниях большого количества жидкости. Сердечная недостаточность может наступить и у здорового человека при физическом перенапряжении, при нарушениях обмена веществ и авитаминозах.
Острая сердечная недостаточность обычно развивается в течение 5—10 мин. Все патологические явления нарастают быстро, и если больному не оказана срочная помощь, это может закончиться летальным исходом. Острая сердечная недостаточность обычно развивается неожиданно, чаще среди ночи. Больной внезапно просыпается от кошмарного сновидения, чувства удушья и нехватки воздуха. Когда больной садится, ему становится легче дышать. Иногда это не помогает, и тогда нарастает одышка, появляется кашель с выделением вязкой мокроты с примесью крови, дыхание становится клокочущим. Если больному в этот момент не оказать срочную медицинскую помощь (схема 23), он может погибнуть.
Инсульт
Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровоснабжения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут.
Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте. Чаще наблюдаются у мужчин, чем у женщин.
Причинами возникновения инсульта могут быть блокирование кровеносного сосуда сгустком крови или мозговое кровотечение.
Сгусток крови, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым этим сосудом.
Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертония, чаще встречаются у пожилых людей. Неправильное питание, курение также повышают предрасположенность к инсульту.
Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. В результате часть мозга перестает получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это еще сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет еще больший ущерб клеткам мозга. Инсульт от мозгового кровотечения может случиться неожиданно в любом возрасте.
Симптомы инсульта: сильная головная боль, тошнота, головокружение, потеря чувствительности одной стороны тела, опущение уголка рта с одной стороны, спутанность речи, затуманенность зрения, асимметрия зрачков, потеря сознания.
При инсульте не давайте пострадавшему есть или пить: он может оказаться неспособным глотать.
Вопросы и задания
1. В каких случаях возникает острая сердечная недостаточность?
2. Назовите причины инсульта.
3. Какие осложнения в организме вызывает инсульт и какие от него могут быть последствия?
4. Назовите симптомы инсульта.
5. В какой последовательности надо оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте?
Задание 39
Для оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности нужно:
а) обложить пострадавшего грелками;
б) дать пострадавшему валидол, нитроглицерин или корвалол;
в) вызвать «скорую помощь»;
г) побрызгать на лицо и шею пострадавшего прохладной водой и дать ему понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом;
д) придать пострадавшему удобное полусидячее положение в постели и обеспечить приток свежего воздуха.
Разместите указанные действия в необходимой логической последовательности.
Задание 40
У одного из ваших знакомых появились сильная головная боль, тошнота, головокружение, одна сторона тела стала менее чувствительной, наблюдается асимметрия зрачков. Определите:
а) что произошло с вашим знакомым;
б) как правильно оказать ему первую медицинскую помощь.
Использованные источники:
План-конспект урока по ОБЖ (11 класс) по теме:
Конспект урока для 11 класса «Первая помощь при острой сердечной недостаточности»
Этот урок поможет сформирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больными
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Фоминская СОШ
Урока по ОБЖ в 11 классе по теме:
«Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте».
Преподаватель ОБЖ – Грищенко П. П.
Цель урока: Формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.
Задачи: а) Образовательная :
-сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;
-обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;
-обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.
-способствовать воспитанию ответственности за будущее;
-уделить внимание социальному воспитанию.
-навыков принятия ответственных решений;
-планирование здорового будущего;
-интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.
Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.
- таблички с симптомами инфаркта и инсульта;
- таблица «Анатомия сердца и мозга»;
- магнитофонная запись вызова «скорой помощи».
Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.
Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковой.
Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение.
Контроль: устный, письменный.
1. Подготовка к эффектному восприятию.
— Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока- заболевания сердечно- сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
1. Причины сердечно — сосудистых заболеваний.
2. Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.
3. Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.
4. Профилактика сердечно — сосудистых заболеваний.
5. Правила ухода за больным.
Хотелось бы узнать, такие ассоциации у вас вызывает слово «сердце» (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)
2. Изложение нового материала.
— Итак, жизнь, смерть, сердце.… Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно — сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно — сосудистой системы? ( Варианты ответов (В.О.) : инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.
Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос ( вопросы в приложении). Из 130 опрошенных- 44% , почти половина, на первом месте среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно — сосудистые заболевания.
— А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?
1. Оказывается, сердечно — сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.
2. Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.
3. Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.
4. В Гороховецком районе много людей, у которых повышено давление, и только 15% об этом знают.
То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно — сосудистые заболевания называют болезнями века.
— По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно — сосудистые заболевания, следующие:
— малоподвижный образ жизни;
— курение, употребление алкоголя;
— В этот список можно добавить и такие факторы риска:
— избыточная масса тела;
— нарушение углеводно — солевого обмена;
Среди всех сердечно — сосудистых заболеваний наиболее серьезные – инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?
— Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного ( зачитываются карточки и вывешиваются на доску):
Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице
Боль отдает в левую руку, плечо
Внезапная головная боль
Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок
Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок
Сердце будто сжимается в кулак
Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин
Задание для самостоятельной работы в тетради:
1-й вариант — выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;
2-й вариант – симптомы проявления инсульта.
После выполнения – разбор задания.
Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? ( Включается запись вызова « скорой помощи» и сирены.)
Да, конечно же, самое первое – это вызвать « скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?
1. Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ .
2. Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот , галстук, ремень брюк.
3. Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.
4. Осторожно положить теплую грелку к ногам.
Часто инфаркты, инсульты сопровождаются потерей сознания- обморока. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.
— Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?
— Побрызгайте на лицо и грудь водой.
— Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.
— Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.
*Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.
Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.
— Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно — сосудистых заболеваний?
— Десяти — и одиннадцатиклассники сами предлагали следующие профилактические мероприятия:
1. Регулярно посещать врачей.
2. Соблюдать режим дня.
3. Принимать витамины.
4. Бегать по утрам.
Но наиболее часто в опросе предлагалось:
1. Вести здоровый образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.
2. Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.
3. Не иметь вредных привычек.
Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.
— Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.
Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?
Под уходом понимается:
— поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;
— устройство удобной постели и ее чистота;
— оказание помощи во время приема пищи, туалета;
— поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;
— организация досуга больного;
— регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.
Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть.
Ежедневно проводить влажную уборку.
При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:
1. Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.
2. Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).
3. Несколько раз в сутки помогать, больному переменить, положение в постели.
4. Кожу и спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.
Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.
Организация правильного ухода за больным — предпосылка к скорому выздоровлению.
3. Закрепление пройденного материала.
— Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем « круглый стол» и попросим принять в нем участие врача — кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).
Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14 – летнюю девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли и это вообще быть в таком возрасте?
Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.
Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?
Ответ : для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.
Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?
Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть отдышка, а также перебои в работе сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно — вести активный образ жизни, но не надрываться.
Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце?
Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.
Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?
Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно — сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, нечего однозначно рекомендовать нельзя.
Использованные источники:
Презентация к уроку по ОБЖ (11 класс) по теме:
Презентация по ОБЖ «Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» для 11 класса.
Данная работа окажет учителю или преподавателю-организатору необходимую методическую помощь не только при подготовке урока ОБЖ в 11 классе, но и при его проведении с использованием ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. 11 класс. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич.
Острая сердечная недостаточность (ОСН) в большинстве случаев возникает при ослаблении деятельности сердечной мышцы (миокарда), реже — при нарушении сердечного ритма.
ОСН обычно развивается в течение 10-15 минут. Все патологические явления нарастают быстро, и если больному не оказана срочная помощь, это может закончиться летальным исходом. ОСН обычно развивается неожиданно, чаще среди ночи. Больной внезапно просыпается от кошмарного сновидения, чувства удушья и нехватки воздуха. Когда больной садится, ему становится легче дышать. Иногда это не помогает, и тогда нарастает одышка, появляется кашель с выделением вязкой мокроты с примесью крови, дыхание становится клокочущим. Если больному в этот момент не оказать срочную помощь, он может погибнуть.
Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности : Придать пострадавшему удобное полусидячее положение в постели и обеспечить приток свежего воздуха (открыть форточку, окно, дверь). Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой и дать понюхать нашатырный спирт. Обложить пострадавшего грелками. Дать пострадавшему валидол, или нитроглицерин (под язык), или корвалол (40 капель на 100 мл воды). Срочно вызвать «скорую помощь».
Инсульт – это внезапное прекращение деятельности мозга или отдельных его частей из-за острого нарушения кровообращения или кровоизлияния. www.minclinic.ru Ишемический инсульт Геморрагический инсульт www.trezvost.ru
Инсульт происходит при резком сокращении притока крови к одному из участков мозга. Без должного кровообращения мозг не получает достаточно кислорода, мозговые клетки быстро повреждаются и гибнут. Хотя по большей части инсульты бывают у пожилых людей, они могут случиться в любом возрасте. Чаще наблюдаются у мужчин, чем у женщин.
Причинами возникновения инсульта могут быть — блокирование кровеносного сосуда сгустком крови или — мозговое кровотечение.
Сгусток крови, вызывающий инсульт, обычно возникает при атеросклерозе артерии, снабжающей мозг, и перекрывает кровоток, прерывая приток крови к мозговым тканям, снабжаемым этим сосудом. Риск образования сгустков увеличивается с возрастом, поскольку такие болезни, как атеросклероз, диабет, гипертония, чаще встречаются у пожилых людей. Неправильное питание, курение также повышают предрасположенность к инсульту.
Хронически повышенное кровяное давление или раздутая часть артерии (аневризма) могут вызвать внезапный разрыв мозговой артерии. В результате часть мозга перестаёт получать кислород, необходимый ей для жизни. Более того, кровь скапливается глубоко в мозгу. Это ещё сильнее сжимает мозговую ткань и причиняет ещё больший ущерб клеткам мозга. Инсульт от мозгового кровотечения может случиться неожиданно в любом возрасте.
Первая доврачебная помощь при инсульте : – срочно вызвать «скорую помощь»; – положить пострадавшего в удобное положение, ослабить тугую одежду у него на шее, груди, талии; – обеспечить приток свежего воздуха; – проверить наличие дыхания. Если дыхание отсутствует, делать искусственное дыхание; — проверить наличие пульса. При отсутствии пульса начинать реанимацию. — если нет травмы головы, шеи или позвоночника, надо помочь больному перекатиться на повреждённую сторону, немного приподнять голову и грудь больного и подложить под них подушки или одеяло. Обеспечить тепло. К голове можно приложить холод.
Помните! При инсульте не давайте пострадавшему есть или пить: он может оказаться неспособным глотать.
Источники: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» , В.В.Марков, В.Н.Латчук , С.К.Миронов, С.Н.Вангородский, 11 класс – М. : Дрофа, 2013. http :// images.yandex.ru http :// cdorealestate.com http :// yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест разработан в программе Excel, содержит шесть вопросов и варианты ответа, результат оценивается.
Презентация к уроку «Первая медицинская помощьпри острой сердечной недостаточности и инсульте».
Презентация для 11 класса.
В презентации расскрываются причины возникновения ОСН и инсульта, их симптомы и первая доврачебная помощь пострадавшему.
Этот урок поможет сформирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больными.
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
К сожалению план конспект урока не сохранился, извините.
Использованные источники:
Обж в 11 классе сердечная недостаточность
Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему:
«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»
Подготовил и провёл: Шуличенко Александр Николаевич,
МКОУ «Свердликовская средняя
Цели урока:
Обучающие – познакомить обучающихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт, причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.
Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
Воспитывающие — воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, презентация «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте», раздаточный материал, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»
План урока:
1. Организационный момент.
· Приветствие, проверка присутствующих;
· сообщение темы и целей урока.
2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)
· Определение пульса.(зад.37 учебника)
3.Изучение новой темы .(п.2.8. учебника).
· Запись основных понятий.
· Заполнение таблицы в тетради.
4. Подведение итогов урока. Задание на дом .(п.2.8. учебника).
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг. на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.
Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии.
Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»
В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Поэтому вопросы и
Цели урока :
Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой ме
Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
Воспитывающие — воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.
2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)
На прошлом занятии вы получили задание. Давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.
Обучающийся рассказывает о строении и функции сердца
Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.
Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.
Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.
У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст. а минимальное –2\3 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.
(Слайд 4) Кровеносная система
Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.
Вопрос классу : «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» (ответы обучающихся).
Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.
Вопрос классу : «Какой внешний признак определяет работу сердца?»
Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
Тахикардия – учащение пульса.
Брадикардия – урежение пульса.
Вопрос классу : «Где мы чаще всего определяем пульс?»
(ответы обучающихся). На запястье.
По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.
( Слайд 6) Места определения пульса
Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.
Задание 37 (стр.107 учебника). Попробуйте определить пульс на сонной артерии у своего друга, подруги или соседа по парте. Проделайте это несколько раз, фиксируя время.
Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии, на запястье у себя»
Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга»
Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, когда сердце прекращает свою деятельность.
Вопрос классу: «Что произойдет в такой ситуации с человеком? Назовите признаки остановки сердца» (ответы обучающихся)
Потеря сознания, бледность, отсутствие пульса на сонных артериях; отсутствует дыхание, отсутствует реакция зрачка на свет;
Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15сек нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.
Вопрос классу: «В чём заключается первая помощь при остановке сердца?»(ответы обучающихся)
Первая помощь при остановке сердца заключается в проведении реанимационных мер.
Задание 38 (стр.107 учебника) Ответ: д,в,а,г,е,б.
3.Основная часть. Изучение новой темы . Заполнение таблицы в процессе беседы и просмотра презентации.
Использованные источники: